Согласно информации, опубликованной газетой «Ведомости», лекарства в России могут подорожать на 15-20% из-за ограничения маркетинговых бонусов аптек.
Источником этой информации является Альянс фармацевтических ассоциаций.
В начале мая 2023 года депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду» предложили ограничить размер платы за услуги по продвижению лекарств в аптечных сетях, объяснив это тем, что величина маркетинговых бонусов, которые в ряде случаев получают провизоры за реализацию товаров конкретного производителя, составляет до 30% от объема продаж препарата. По мнению главы фракции Сергея Миронова, ограничение величины бонусов до 5% приведет к снижению цен, поскольку именно высокий размер маркетингового сбора введет к подорожанию лекарств. Авторы законопроекта указали на продуктовые сети, где подобная мера уже действует. Рассмотреть эту идею в Госдуме собираются в октябре.
Однако представители рынка предупредили, что новые ограничения приведут к снижению прибыли и повышению цен на лекарства, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), либо к закрытию аптек.
Сейчас рентабельность аптек на 50-60% зависит как раз от маркетинговых бюджетов. После окончания пандемии коронавируса и периода высокого спроса, продажи десяти крупнейших в России фармдистрибуторов за I квартал 2023 года сократились на 11,2% в сравнении с прошлым годом. Эксперты оценили объем рынка в I квартале в 663 миллиарда рублей. Аналитики рассчитывают на увеличение оборота по итогам всего года за счет возможной стабилизации доходов граждан.