Петербургские СМИ беспокоят общественность своими размышлениями о возможности демпинга в школьных столовых. Из их анализа следует, что крупные компании, занимающиеся социальным питанием, вынуждены работать практически в убыток, что может печально сказаться на качестве завтраков и обедов в школах. В свою очередь портал «Курьер-Медиа» пишет о том, что журналисты Петербурга ищут проблему не там.
В июле крупное петербургское издание «Мойка78» опубликовало статью о школьных обедах, цены на которые якобы не поспевают за инфляцией. Авторы пытаются оценить рентабельность государственных заказов в условиях роста цен. По версии «Мойки78», корректировка стоимости питания, планируемая Правительством Санкт-Петербурга на 1 сентября 2024 года, составит лишь 4-5 процентов. Редакция отмечает, что рыночные цены на продукты растут куда быстрее, приводя в пример июньское подорожание плодоовощей. Так, стоимость минимального набора продуктов в июне выросла на 5,5 процента по сравнению с маем. Основные драйверы инфляции — капуста, лук и яблоки, подорожавшие на 26,5, 29,2 и 24,6 процента соответственно, удивляют своими цифрами.
Согласно этим данным, ожидаемые расходы на сырье для школьного питания не соответствуют старым расценкам, по которым продолжают работать поставщики. «Мойка78» считает, что рентабельность подрядчиков при таком раскладе уменьшается и даже становится отрицательной.
— Создается впечатление, что стоимость обедов для детей изменится для родителей, а поставщики будут работать по прежним ценам, — заключает редакция. — Есть неясность в том, как это скажется на качестве обедов при растущих на продукты ценах.
Однако стоит отметить, что Правительство Санкт-Петербурга планирует увеличение стоимости питания исходя из уровня годовой инфляции, а не сезонного подорожания, пишет Курьер-Медиа. Видимо, журналисты «Мойки78» не учли, что сейчас в России школьные каникулы, и их выводы о летних ценах на овощи неверны, так как учебный год начинается осенью, когда закупка продуктов будет происходить по другим ценам, отмечается у коллег.
Упоминание стоимости для родителей также выглядит неуместно, так как речь идет о бюджетном питании, покрываемом государством. Похоже, авторы статьи не до конца понимают систему оплаты, смешивая бюджетные и родительские расходы.
Главная ошибка расчетов заключается в следующем. Говоря о повышении стоимости питания всего на «4-5 процентов», авторы не учитывают, что индексация проводится дважды в год. Рассмотрим динамику более внимательно, сосредоточившись на младшеклассниках, у которых есть завтраки и обеды, и старшеклассниках с комплексными обедами.
Согласно постановлению Правительства Петербурга № 998 от 25.10.2022, на весь 2023 год стоимость питания для младшеклассников составляла 96 руб. 90 коп.за завтрак, 145 руб. 30 коп. за обед и 242 руб. 20 коп. за комплексный обед. Следующее постановление (№ 868 от 23.08.2023) на первое полугодие 2024 года установило цены следующим образом: завтрак для младшеклассников 99 руб. 90 коп., обед 149 руб. 80 коп., комплексный обед 249 руб. 70 коп. Проект постановления на 2024/2025 учебный год установил цены с 1 сентября 2024 года на уровне 104 руб. 40 коп.за завтрак, 156 руб. 50 коп. за обед, и 260 руб. 90 коп. за комплексный обед.
Таким образом, повышение на 1 января составило 3,09 % по сравнению с прошлым годом, и с учетом второй индексации общий годовой прирост составил 7,7 % по сравнению с 2023-м годом, значительно превышая упомянутые 4-5 %.
Следовательно, тревожные выводы журналистов, основанные на неполной информации, не соответствуют реальной ситуации. Городские власти обеспечивают достаточное и качественное питание школьников, повышая стоимость дважды в год.
Тем не менее, если «Мойка78» действительно заботится о том, чтобы петербургские дети были сыты и здоровы, стоило бы обратить внимание на странности в организации питания школьников Петроградского района, отмечают в Курьер-Медиа. По данным издания, победитель конкурса комбинат «Артис – детское питание» снизил начальную стоимость на 37,36 %. В результате дети в этом районе будут получать завтрак и обед почти на сорок процентов дешевле, чем в других 17 районах, где питание осуществляется по стоимости, установленной Правительством Санкт-Петербурга. В Петроградском районе завтрак для младшеклассников будет стоить 62,58 рубля, обед – 93,83 рубля, и комплексный обед – 156,41 рубля, в отличие от общегородских цен: завтрак – 104,4 рубля, обед – 156,5 рубля, и комплексный обед – 260,9 рубля.
В данном случае имеются основания для проверки ответственными органами относительно того, к каким последствиям способно привести такое значительное снижение стоимости на питание и не ухудшится ли при этом качество школьных обедов. Снижение цен может приводить к использованию чрезвычайно дешевых, низкокачественных или просроченных продуктов, а также к урезанию бюджета и другим хитростям подрядчиков для того, чтобы хотя бы как-то соответствовать самой предложенной ими цене.
Опасность кроется не в инфляции, а в стремлении отдельных предприятий снижать цену до минимума, отмечает издание.
Кроме того, работа родительского контроля при проверке организаций, обеспечивающих школьное питание, будет заключаться не только в оценке вкусовых качеств блюд, но и в проверке их достаточности и соответствия нормативам.