Анастасия Татулова, по версии КП, оказалась в центре скандала, который был выстроен ее собственными словами. Как пишет издание, громкий скандал сейчас разворачивается вокруг фигуры общественного омбудсмена в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) Анастасии Татуловой. Правда сейчас Татулова уже экс-омбудсмен, по ее заявлению с поста общественного защитника в сфере малого и среднего предпринимательства она ушла.
По сути скандала: высказывания Анастасии Татуловой просят проверить на экстремизм. Запрос к генпрокурору Игорю Краснову и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину сделал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Федоров просит проверить высказывания Татуловой на экстремизм.
«Если судить по Телеграм-каналу самой Анастасии, то можно сделать вывод, что свое время она делит между борьбой с государством и защитой малого бизнеса от государства, что тоже можно привести к первой задаче. При этом, безусловно, предприниматели у нее белые и пушистые, а вот что касается управления страной, то… как она только не издевается над чиновниками и программами правительства. Кто бы мог подумать, что импортозамещение – это «ересь»? А Татулова так утверждает. Главу Минпромторга Мантурова она называет «министром того, чего в стране практически нет». Строятся заводы, дороги, города, мосты, открываются новые предприятия, но для Татуловой их нет. Наверное, потому что они не относятся к малому бизнесу», — пишет издание.
При этом общественница заявляет, что министры берут взятки: «Это страшный позор что руководители ведомств уровня министров берут взятки. Я это точно знаю. Точно. 100%. Фамилии знаю. И тех, кто давал».
По крайней мере об этом она заявляет в публичном пространстве. Последняя цитата, например, взяла из Телеграм-канала Татуловой за 15 апреля. Так что закономерен вопрос, раз гражданка Татулова что то знает, то почему бездействуют Генпрокуратура и СК, ведь гражданку надо хотя бы опросить в качестве свидетеля. Так у нее будет возможность назвать имена, пароли, явки. Или признаться, что у нее таким образом прорывается ненависть даже не к правительству, а ко всей власти. Кстати, именно в ненависти к власти Анастасия Татулова признавалась еще в прошлом году на ПМЭФ: «У нас тотальный кризис доверия власти и бизнеса, — заявила она тогда. — Вы на нас плюете и по-отечески, как с убогими, с нами разговариваете: «Мы знаем, что тебе надо». А мы вас ненавидим».
Несмотря на то, что большая часть постов Татуловой — о проблемах бизнеса в России, среди обычных сообщений часто размещается такое, что трудно толковать иначе чем презрение к собственной стране:
5-го марта: «Приезжали в гости дети. Обсуждали кто куда и когда собирается уезжать из страны. Я никогда не видела такого страшного иммиграционного бума как за эту неделю.
Уезжают не те, кто я бы очень хотела, чтобы уехали, и на руках бы их дотащила до самолёта. А мои уезжают… И страшно что вы все уедете, а я одна тут останусь, с этими».
4-е апреля: «Сейчас ведется беспрецедентная первая мировая информационная война. Украина ее выигрывает со счётом 100:0. А Люди в этом всем — мусор, для ОБЕИХ ТРЁХ сторон».
25-е апреля: «Талантливые, неравнодушные, честные люди покидают страну. Предприниматели. Уезжают… И враньё все это про «русских нигде не ждут». Смотря каких русских. Они сильные, они нужные всем, они построят все там и будут платить налоги на которые будет развиваться другая страна…».
Впрочем, автор публикации отмечает, что с момента иммиграционного бума прошло прилично времени, но что-то ни об одном удачном стартапе на Западе, организованном иммигрировавшими, пока не слышно. Выходит, уехали не предприниматели, которые зачастую привязаны к стране и даже к небольшому городу своим производством, а «строители Прекрасной России будущего» — записные трескучие либералы, лишь извергавшие лозунги.
Впрочем, мы же помним, что свои функции защитника бизнеса Анастасия Татулова выполняла на исключительно общественных началах, значит безвозмездно. Однако сам статус давал ей возможности сполна воспользоваться преференциями. Например, можно вспомнить, что Анастасия Татулова – основательница и совладелица сети кафе «АндреСон». Примечательно, что второй совладелец сети — бывший банкир и экс-чекист Александр Лебедев, который известен тем, что купил для сына титул лорда в Великобритании и владеет двумя не последними газетами в Англии.
Так вот, если присмотреться, пишет издание, то бизнес-структуры Анастасии Татуловой имеют такие преференции, «что многие предприниматели взвыли бы от зависти, узнав о льготах по аренде, бесплатных участках земли, госконтрактах, выгодных договорах с торговыми сетями и т.д». К примеру, ООО «Тиролерхоф», принадлежащие Татуловой, получает от ГБУ «Малый бизнес Москвы» многомиллионную материальную помощь. А ведь выручка кафе, принадлежащих Татуловой, например, в 2019-м составила 1,7 млрд. рублей.
Так является ли бизнес Татуловой малым? Ее бизнес является, судя по миллиардным оборотам, самым что ни на есть крупным.
Говорят, что взрослые дети Татуловой тоже не бедствуют. Например, старший сын, владелец сети детских лагерей HeadStart Camp. Стоимость пребывания ребенка в этом лагере обходится родителям почти в 8 тыс. рублей, а сам лагерь участвует в госпрограмме CashBack от Ростуризма. Младший же сын решил идти по стопам знаменитой матери и стал омбудсменом. Правда пока еще по вопросам молодежного предпринимательства.
По свидетельствам наблюдателей, пишет издание, Татулова, обещавшая защищать интересы малого бизнеса, не против использовать все возможности своей общественной должности. К пример, руководство ООО «Рестик-Групп» (франчайзи сети «АндерСон») отказалось отдать долю в 51% в своем бизнесе основательнице «АндерСона». И как то очень быстро после этого компания разорилась, понеся убыток почти в 30 млн рублей.
Как отмечается в тексте публикации, Анастасии Татуловой свойственна не только жесткость в отношениях с подопечными, но и готовность играть в игры с государством по своим правилам. Как пример приводится так называемое перекрестное владение. Это делает бизнес крайне непрозрачным. Да и вообще, как утверждает тот же депутат Федоров, есть в бизнесе Анастасии Татуловой признаки дробления. Такое дробление бизнеса с целью снизить налоговую нагрузку может грозить не только штрафом, но и уголовным преследованием. Впрочем, кажется, Татулова не боится претензий: в 2020-м она вдобавок ко всем ООО зарегистрировала еще и ИП с той же сферой деятельности.
Степень и уровень взаимоотношений с властями можно оценить и по фразе, сказанной Татуловой в интервью Ксении Собчак: «Для меня непонятно, почему Минфин определяет налоговую политику». Явно уровень налогов и прочую важную для государства информацию должны определять общественники или сами налогоплательщики… Интересно, что Роспотребнадзор в сети кафе «АндерСон» неоднократно находил кишечную палочку в продукции. Может быть тот факт, что сеть до сих пор существует – это тоже только благодаря статусу ее хозяйки?
Кстати, есть информация, что Анастасия Татулова решила продать российский бизнес. Говорят, продав «АндерСон» она собирается открывать новый бизнес за рубежом, в частности в ОАЭ. Вот и получается, что не вышло из Анастасии Татуловой рыцаря на белом коне, бескорыстно помогающего бизнесменам России.