АПЭК в новом аналитическом докладе «ПМЭФ-2022: курс на технологическое лидерство и новые партнерства, «точка сборки» международной коалиции вокруг России» подчеркнули, что тема Петербургского экономического форума в 2022 году была обозначена как «Новый мир — новые возможности», что предполагает акцент на перезагрузку внешнеполитических задач ключевых международных игроков в новых условиях.
Россия, подтвердив значение ряда ключевых внешнеполитических приоритетов предыдущих лет (например, в сфере развития ЕАЭС) и не разрывая контактов с договороспособными партнерами в западных странах, активизирует сотрудничество с рядом государств «глобального Юга», в том числе наполняя новым содержанием ряд направлений деятельности, имевших особое значение еще в советский период.
Сохраняется особое значение евразийских интеграционных проектов. Недаром в пленарном заседании ПМЭФ принял участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, руководитель Казахстана — одного из ключевых партнеров России по ЕАЭС. Вопросам взаимодействия государств постсоветского пространства был посвящен ряд тематических мероприятий форума, например, сессия «Партнерства в Евразии: новые возможности», где, в частности, обсуждались возможности Евразийского экономического союза на фоне ситуации, сложившейся на мировых продовольственных рынках. В свою очередь, тема развития транспортных коридоров, затронутая в ходе пленарного заседания форума Владимиром Путиным, также может ставить дополнительные задачи перед ЕАЭС либо создавать потенциал для расширения сотрудничества России с рядом государств Евразии, не входящих в это объединение, в обоих случаях способствуя повышению инвестиционной привлекательности и развития новых инфраструктурных проектов в ряде российских регионов.
Бизнес-диалог Россия-Африка (в мероприятии приняло участие около 200 человек), с одной стороны, обозначил очередной этап подготовки к соответствующему саммиту, который должен состояться в текущем году, а с другой – позволил поднять и ряд вопросов, выходящих за пределы узкорегиональной повестки. Например, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в ходе мероприятия напомнил об инициативе, выдвинутой Китаем после кризиса 2008-2009 годов, предполагающей использование корзины специальных прав заимствований вместо долларов как более стабильной и не зависящей от эмиссионных властей США расчетной единицы.
На фоне повышенного внимания СМИ и общественности к перспективам взаимодействия России с государствами Восточной и Южной Азии, расширяется сотрудничество Москвы со странами арабского мира. Страной-гостем форума стал Египет, а в следующем году в этом статусе выступят Объединенные Арабские Эмираты. Можно отметить и переговоры между вице-премьером Александром Новаком и министром энергетики Саудовской Аравии принцем Абдель Азизом бен Сальманом Аль Саудом, состоявшиеся в период проведения форума. Показательно, что ранее очная встреча между данными представителями России и Саудовской Аравии состоялась в конце 2021 года в ходе рабочего визита Новака в Эр-Рияд. Это свидетельствует о том, что в период проведения форума заметно активизируются российские внешнеполитические контакты, в том числе с представителями государств, к которым проявляют особое внимание США (отметим обсуждавшиеся в СМИ планы Джозефа Байдена по организации визиту в Саудовскую Аравию в июле 2022 года).
Активизация взаимодействия с нейтральными странами не отменяет сохранения прагматичного взаимодействия России с представителями бизнес-сообщества в ЕС, США и ряде государств, присоединившихся к антироссийским санкциям. Показательной стала сессия «Западные инвесторы в России: новые реалии», ряд иностранных участников которой выступили с собственными экспертными оценками перспектив восстановления экономических связей Москвы с договороспособными силами на Западе. Так, гендиректор ассоциации «Конфедерация итальянской промышленности» Альфредо Гоцци предложил ведущим игрокам российской экономики в условиях санкций сконцентрироваться на контактах с малыми и средними предприятиями как «более адаптивными к меняющимся реалиям».
В целом неудавшийся «экономический блицкриг» (как охарактеризовал санкционные меры западных держав Владимир Путин) усиливает запрос многих представителей западных бизнес-элит на новые неформальные каналы коммуникаций с Россией (именно в таком контексте можно интерпретировать реплику Антона Кобякова: «мир многохитростный, а бизнес дело непростое») и в то же время – предполагает задействование схожих каналов партнерами Москвы из нейтральных государств, которые не всегда готовы противостоять прямому давлению США и ряда западных игроков. В этих условиях Петербургский международный экономический форум становится одним из ключевых событий для формирования новой архитектуры неформальных международных связей, которые при определенных условиях могут перерасти и в выстраивание более тесной международной коалиции вокруг России.