Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Социальное развитие: достижения новой России и вызовы будущего».
В представленном докладе авторы отмечают, что в течение ближайшего десятилетия Россия может столкнуться с целом рядом вызовов в социальной сфере, имеющих как тактический (например, необходимость принятия дополнительных мер в связи с проведением военной спецоперации), так и стратегический характер (в том числе риск новых международных эпидемиологических вызовов, влияние глобальных процессов по старению населения в развитых странах, негативные последствия демографических процессов 1990-х годов). Хотя целый ряд мер по реагированию на эти вызовы уже был предпринят руководством страны в предыдущие годы, в 2024-2030 годах необходима дальнейшая комплексная работа по снижению влияния подобных рисков.
О рисках появления в мировом масштабе новых патогенов с еще более проблемным потенциалом, чем у COVID-19, неоднократно заявляли эксперты и представители международных организаций. В частности, в мае 2023 года с подобным заявлением выступил гендиректор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус.
Вероятно, часть экспертов преувеличивает уровень подобных рисков. Тем не менее, превентивное реагирование на подобные вызовы становится важным аспектом национальной безопасности. Среди стратегически важных направлений такой работы — расширение сети и увеличение мощностей профильных учреждений здравоохранения (причем как в наиболее уязвимых для таких рисков городах, где расположены важные логистические узлы, так и в регионах, где уровень обеспеченности такими учреждениями был ограничен из-за ограниченных финансовых возможностей субъектов), а также наращивание технологического и научного потенциала, позволяющего в оперативном порядке разработать меры реагирования на подобные вызовы.
По прогнозам Росстата, за период до 2046 года доля пожилых граждан в стране может вырасти с 24% до 26,9%, достигнув 37,3 млн человек. Вызовы в этой сфере становятся дополнительным стимулом для подготовки необходимых кадров для работы в социальных и медицинских учреждениях, проработки дополнительных мер профилактики инфекционных заболеваний (именно пожилые люди оказались в зоне особого риска в период пандемии новой коронавирусной инфекции), финансирования программ по борьбе, например, с онкологическими заболеваниями, учитывая, что связанные с ними риски также имеют особое значение для старших возрастных групп (так, Владимир Путин в ноябре 2023 года поручил Минздраву создать систему помощи онкологическим больным и в новых регионах).
Кроме того, постепенное увеличение доли пожилых граждан будет мотивировать власти на разработку и продвижение комплексных программ, в рамках которых оздоровительный, образовательный и досуговый компоненты будут дополнять друг друга. В первую очередь такие проекты будут реализовываться в наиболее экономически благополучных регионах, но затем подобный опыт может быть задействован и на федеральном уровне. Среди подобных программ, реализуемых в настоящее время на уровне субъектов,, стоит выделить прежде всего «Московское долголетие», которая была инициирована мэром столицы Сергеем Собяниным в 2018 году и включает более 30 направлений активности для пожилых граждан.
Специалисты социального блока неоднократно напоминали о новых вызовах, связанных с влиянием демографических процессов 1990-х годов на текущую ситуацию. Например, вице-премьер Татьяна Голикова обращала внимание на то, что из-за указанных процессов на 39%, или на 4,6 млн. человек сократилось количество женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, на региональном уровне выделяя кластеры с наименьшим суммарным коэффициентом рождаемости («Демографическая зима», «Юг России» и «Поволжье»).
Разделение между зонами с высоким и низким уровнями рождаемости не сводится к разнице между наиболее проблемными регионами, например, Центрального Нечерноземья, и национальными республиками. Например, как отметила в ходе выступления в июле 2023 года на заседании Совета Федерации Татьяна Голикова, к субъектам, в которых уровень рождаемости высок и позволяет обеспечить естественный прирост населения, можно отнести не только Чеченскую Республику, Ингушетию, Дагестан, а также Республику Алтай, Якутию, Бурятию, но и Забайкальский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменскую область.
Позитивную динамику в сфере демографии в ряде экономически развитых северных регионов можно связать с инициативами по развитию не только социальных объектов для детей, но и спортивной инфраструктуры (например, в ЯНАО на ближайшую перспективу запланировано строительство 16 спорткомплексов «Северный характер» для занятий единоборствами и силовыми тренировками), а также проактивной работы соцучрежедний и профильных чиновников по упреждению проблемных ситуаций, в которые могут попадать многодетные семьи (особый акцент на подобных задачах сделал, например, губернатор Тюменской области Александр Моор в ноябре 2023 года в послании областной Думе «О положении дел в области и перспективах ее развития»).
Вероятно, в 2024-2030 годах федеральные власти сделают ставку на комплексный подход при решении демографических проблем, в том числе расширив финансирование программ жилищного строительства (включая сельские территории), а также культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры для детей и подростков — с сохранением особого внимания к развитию сети учреждений здравоохранения и образования, в частности, в экономически проблемных регионах.
Важным направлением работы в условиях санкций становится обеспечение технологического суверенитета страны в сфере производства продукции, необходимой для развития социальной сферы. Как отметила в июле 2023 года вице-премьер Татьяна Голикова, по итогам 2022 года существенный прирост по отношению к 2021 году (на 10,6%, с объемом производства 608 млрд. рублей) продемонстрировала российская фармацевтическая промышленность. Еще в 2022 году в России была утверждена «дорожная карта» по локализации производства лекарственных препаратов, в которую включены 189 наименований, в рамках ее реализации отечественными компаниями уже в первые 1,5 года ее действия зарегистрированы 18 наименований подобной продукции, в том числе лекарств, необходимых для лечения инфекционных, онко — и сердечно-сосудистых заболеваний, а также ВИЧ-инфекции.
В 2024-2026 годах вероятно дальнейшее расширение масштабов замещения необходимой для социальной сферы иностранной продукции отечественными аналогами, причем не только в сфере медицинских технологий, но и в технологическом обеспечении деятельности социальных, образовательных, спортивных учреждений. Причем с высокой вероятностью этот тренд продолжится даже в случае смягчения санкционного давления.
Практически с самого начала российской военной спецоперации велась активная разработка социальных программ, ориентированных на участников СВО и членов их семей. Тем не менее в будущем завершение спецоперации поставит новые задачи по социальной адаптации различных категорий участников СВО к жизни в гражданской сфере. Существенные шаги в этом направлении уже были сделаны в 2022-2023 годах. Тем не менее, значительное число участников СВО потребует и большего масштаба соответствующих мер в социальной сфере.
В перспективе 2024-2026 года необходимость реагирования на подобные вызовы потребует подготовки большего числа профильных специалистов (от профессионалов в сфере медицинской реабилитации до психологов), в том числе для моногородов и сельских районов, откуда было привлечено значительное число мобилизованных и добровольцев. Кроме того, после окончания СВО необходимость применения масштабных программ переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям увеличит нагрузку на региональные вузы и колледжи, что уже предполагает расширение инфраструктуры и технологическое переоснащение таких учебных заведений.
Новые вызовы в социальной сфере в 2024-2030 годах могут стать стимулами для:
- разработки новых строительных технологий (с учетом задач по оперативному расширению соответствующей инфраструктуры),
- усиления акцентов на производство отечественного оборудования для медицинских, образовательных, социальных учреждений в рамках новой индустриализации,
- расширения потенциала региональных вузов в отношении как подготовки кадров, так и проведения исследований (от разработки отечественных технологий до проведения исследований для оперативного выявления запросов наиболее социально уязвимых групп населения),
- плотного внимания федерального центра к муниципальной повестке, в том числе для малых городов и сельских территорий.
С полной версией доклада можно ознакомиться на портале «Региональные комментарии».