Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Президентские выборы-2024: основные итоги и региональная дифференциация».
Авторы доклада уделили внимание ходу кампании: повестке и региональным аспектам продвижения кандидатов, итоги выборов и региональную дифференциацию, президентские кампании и ЕДГ-2024, а также долгосрочные тренды, заданные выборами.
Рассматривая долгосрочные тренды, эксперты отметили, что одним из значимых вопросов для парламентских партий в 2024-2026 года должна стать корректировка тактики и кадровые изменения в ходе подготовки к предстоящей парламентской кампании. Безусловно, за более чем 2 года до официального старта этой гонки стоит с большой осторожностью строить прогнозы о шансах партий и конфигурации парламентской кампании. Тем не менее, стоит отметить тренды, которые могут влиять на ведущие партии в этот период.
Консолидация лояльного электората вокруг президента расширяет возможности «Единой России» по работе с «новым путинским большинством». В 2024-2026 годах можно ожидать усиления притока в партию кадров, являющихся участниками СВО или получивших опыт работы в новых регионах (в том числе, в рамках волонтерских движений). В число таких кадров, скорее всего, войдут управленцы и общественные деятели, еще до участия в спецоперации получившие опыт работы в качестве депутатов и управленцев муниципального и регионального уровня.
Кроме того, с учетом особого внимания президента к реализации проектов в сфере здравоохранения (в том числе в рамках демографической политики, а также инфраструктуры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи) не исключен достаточно заметный приток на статусные позиции в «Единой России» и в депутатском корпусе, представляющем партию на местном, региональном уровне, а в перспективе 2026 года и в Госдуме, специалистов из системы здравоохранения (такой тренд может напоминать, хотя и в меньших масштабах, тенденции 2020-2021 годов, проявившиеся в период пандемии).
КПРФ, в том числе на уровне региональных отделений, в 2024-2026 годах может ожидать постепенное кадровое обновление, а также стремление ограничить влияние части представителей старых партийных элит регионального уровня. Один из показательных информационных поводов — сообщения ряда СМИ в феврале 2024 года о решении президиума ЦК КПРФ снять с партийного учета в Москве бывшего первого секретаря МГК КПРФ и экс-депутата Госдумы Валерия Рашкина. Весьма вероятно, что в рамках публичного позиционирования Компартии также усилится роль близких к ней кадров, получивших опыт участия в СВО или работы с новыми регионами в качестве волонтеров. В то же время вызовом для партии становится конкуренция за городской колеблющийся и менее политизированный протестный электорат.
Корректировка тактики ЛДПР — возможно, с опорой на привлечение к федеральным мероприятиям партии наиболее перспективных депутатов заксобраний и муниципальных представительных органов. Уже в ходе президентской кампании Леонида Слуцкого заметную роль сыграли его доверенные лица (отметим внимание федеральных медиа к выступлениям на липецком телевидении одного из деятелей предвыборной команды этого кандидата — Николая Кургузова). В перспективе 2025-2026 года вероятно дальнейшее снижение эффективности апелляций к образу Владимира Жириновского для работы с избирателями за пределами электорального ядра партии.
Одновременно уже в период 2024-2025 года не исключено усиление внимания федеральных игроков к обсуждению потенциальных партийных проектов, которые могли бы выступить на электоральном поле ЛДПР — в том числе с участием фигур, ранее вытесненных из партии или лишившихся там статусных позиций. Тем не менее партия по-прежнему сохраняет конкурентные преимущества для работы на протестном фланге (в том числе в северных, дальневосточных регионах и Центральном Нечерноземье), вероятность ее прохождения в следующий созыв Госдумы на данный момент представляется высокой, выход на второе место в ходе парламентской кампании-2026 также не исключен.
Источником рисков для «Новых людей» в ближайшие 2 года может стать потеря темпа в работе с протестной повесткой, а также проблемы с интеграцией в партию представителей местных элит и общественных деятелей, которые могут проявить к ней внимание в течение 2024 года на фоне резонансной кампании Владислава Даванкова (по аналогии с периодом после думской кампании — 2021, когда ряд перспективных региональных кадров прекратили сотрудничество с партией). При этом в 2024-2026 годах вероятны попытки реализации конкурирующих с «НЛ» системных либеральных проектов или активное обсуждение перспектив их создания. В данный момент чаще всего обсуждаются подобные перспективы для Бориса Надеждина, но в ближайшие 2 года возможна активизация на этом фланге и других системных игроков (возможно, выходцев из «Новых людей» или «Яблока»).
«Справедливая Россия — За правду» с заметной вероятностью может столкнуться с выраженным кризисом позиционирования — необходимостью корректировать публичный образ, возможно, на менее консервативный, для более эффективной работы с колеблющимся электоратом. А также с необходимостью выдвижения на первый план новых публичных фигур, что может предполагать (при определенных сценариях) как смену лидера, так и укрепление руководства партии новыми медийными фигурами — по аналогии с ребрендингом партии на фоне взаимодействия с Захаром Прилепиным в преддверии парламентской кампании-2021. Однако в ходе подготовки к думским выборам-2026 подобные процессы могут активизироваться в партии раньше.
На фоне кадровых и имиджевых вызовов, с которыми сталкиваются партии парламентской оппозиции, в конце 2024 — в течение 2025 года можно ожидать усиления внимания к перспективам непарламентских партий (в том числе в случае локального успеха их представителей в ходе муниципальных избирательных кампаний 2024 года). Дискуссии могут коснуться проектов как на социал-консервативном (Партии пенсионеров, возможно, перспектив переформатирования партии «Родина»), так и на либеральном фланге. Не исключено обсуждение проектов, которые объединили бы системных представителей локальных инициативных групп и выходцев из либеральных партий — в какой-то мере такие проекты могут напоминать «Справедливую Россию» образца 2006-2007 годов, но с менее статусными деятелями. Безусловно, пока шансы на прохождение новых партийных проектов и старых непарламентских сил в следующий созыв Госдумы остаются крайней ограниченными.
2024-2026 годы будут связаны со сменой поколений в политических партиях, а также с переходом на позиции федерального уровня заметного числа политиков и общественных деятелей, начинавших карьеру в муниципальных представительных органах и волонтерских движениях.
Комментируя доклад, эксперт АПЭК Алексей Громский отметил, что Выборы президента России для управленческих команд регионов и для внешних аналитиков, стали, кроме прочего, и масштабнейшим социологическим опросом.
— Например, соблюдая уровень поддержки оппозиционных кандидатов и основные тезисы их программы, можно сделать вывод о приоритетных направлениях развития территорий с точки зрения граждан. Избранный президент Владимир Путин однозначно дал понять – наиболее логичные предложения его оппонентов, войдут в единые стратегические документы и будут реализованы. Ну и, конечно, процент явки избирателей на участки многое говорит об эффективности властей соответствующих регионов с точки зрения информационных кампаний, — подчеркнул Громский.