Не пропустите
Главная » Новости » Агентство политических и экономических коммуникаций представило аналитический доклад «Губернаторские кампании-2021»

Агентство политических и экономических коммуникаций представило аналитический доклад «Губернаторские кампании-2021»

Основными тенденциями в 2021 году можно отметить сравнительно ограниченную интенсивность информационных атак против действующих губернаторов и врио глав регионов по сравнению с кампаниями предыдущих лет, не совмещенных с парламентскими выборами. Конечно, часть губернаторских кампаний в 2021 году проходит в ярко выраженных патерналистских регионах либо территориях с традиционным доминированием кандидатов лояльного пула, однако в таких субъектах Федерации также не исключен переход внутриэлитных конфликтов в публичное пространство. Скорее, можно считать, что парламентская кампании привела к корректировке приоритетов как ведущих медиа, так и региональных политических игроков, в целом снижая внимание к деятельности глав регионов и приводя к росту интенсивности информационных атак прежде всего против наиболее ресурсных кандидатов в депутаты Госдумы и заксобраний. В итоге парламентская кампания в части регионов создает более благоприятный информационный фон для ведения кампаний ряда губернаторов, чем это наблюдалось в 2018-2020 годах.

Проведение губернаторских кампаний на фоне парламентской кампании создает риски для дополнительной мобилизации протестного электората, но, скорее всего, эта тенденция реализуется весьма ограниченно и в полной мере может проявиться в тех субъектах Федерации, где идет активная конкуренция между ресурсными кандидатами в одномандатных округах. Напротив, отказ в регистрации части таких узнаваемых кандидатов местного уровня может становиться фактором демобилизации наиболее радикальной части протестных избирателей при условии инерционного сценария развития парламентской кампании в конкретных регионах.

Вопросы локальной повестки могут оказать существенное влияние на ход кампании на завершающем этапе губернаторских выборов как минимум на уровне муниципальных образований, где наблюдаются подобные проблемы.

Тенденцией, которая может усилиться в ходе последующих губернаторских кампаний, становится работа команд глав и врио руководителей регионов по взаимодействию с федеральными медиа — даже в случаях, когда выборы не связаны с электоральными рисками для таких кандидатов.

Прогнозируя тенденции губернаторских кампаний в 2022 году, стоит учитывать: в этот период среди регионов, где должны пройти очередные выборы глав, гораздо выше доля протестных, причем часть из них традиционно находятся в зоне особого внимания федеральных СМИ (ярким примером является Свердловская область). По этой причине в следующем году можно ожидать резкого возрастания интенсивности негативных информационных кампаний, связанных с ситуацией в таких регионах, причем, вероятно, эта тенденция начнет проявляться уже с осени 2021 года.

Регионы, в которых в сентябре 2021 года пройдут губернаторские выборы, эксперты АПЭК разделили на несколько групп.

Ярко выраженные патерналистские регионы характеризуются подавляющим доминированием кандидатов лояльного пула и «Единой России» в ходе избирательных кампаний на фоне минимальной активности системных оппозиционных политиков и, как правило, крайне ограниченного уровня уличной протестной активности (что было характерно для таких территорий даже в период до введения ограничительных мер в связи с пандемией). Эти характеристики могут не противоречить сложной внутриэлитной конфигурации некоторых подобных регионов, а также информационных кампаний против их руководителей, активными участниками которых могут становиться местные медийные фигуры оппозиционного толка.

Регионы традиционного доминирования кандидатов лояльного пула обычно характеризуются высокими результатами действующих губернаторов или кандидатов, поддерживаемых ц федеральным центром, что не исключает наличия в составе таких территорий зон с более ярко выраженным уровнем протестного голосования. Внутриэлитные противоречия в таких регионах чаще, чем в ярко выраженных патерналистских, могут приобретать публичный характер. История кампаний по выборам губернаторов и заксобраний в таких субъектах Федерации в предыдущие годы нередко включала эпизоды, предполагающие участие ресурсных оппозиционных кандидатов-«варягов».

Стабильные регионы с протестным потенциалом могут характеризоваться достаточно эффективным контролем действующих руководителей за политической ситуацией при наличии ярко выраженных протестных настроений и достаточно влиятельных оппозиционных игроков (что далеко не всегда предполагает участие в губернаторских выборах в качестве кандидатов самих региональных оппозиционных лидеров первого эшелона).

Регионы с ярко выраженным протестным потенциалом характеризуются высоким уровнем поддержки сил, работающих с протестной повесткой, в ходе предыдущих избирательных кампаний, которые могли заканчиваться победой на губернаторских выборах оппозиционных кандидатов, не находившихся до этого в статусе врио главы данного субъекта Федерации (как в случае с Хабаровским краем). Протестный потенциал данных регионов не обязательно предполагает острую конкуренцию в ходе текущей избирательной кампании (ярким примером является Ульяновская область, где нет заметных препятствий для лидерства на выборах врио губернатора Алексея Русских, представляющего КПРФ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*