Не пропустите
Главная » Новости » АПЭК подготовило аналитический доклад «Парламентские выборы-2021: Расширенное статус-кво» в котором рассмотрело федеральные тренды и региональную специфику

АПЭК подготовило аналитический доклад «Парламентские выборы-2021: Расширенное статус-кво» в котором рассмотрело федеральные тренды и региональную специфику

По итогам парламентской кампании существующая партийная система продемонстрировала гибкость в условиях сложной социально-экономической ситуации, вызванной пандемией. Динамика протестных настроений развивалась по одному из наиболее умеренных сценариев, повлияв на итоги кампании, но, не приведя к заметному росту уличной протестной активности ни на одном из этапов гонки.

В докладе отмечается, что российская парламентская система демонстрирует тенденцию к поддержанию статус-кво: произошло не изменение состава «парламентской четверки», а ее дополнение еще одной партией («Новые люди»), представляющей электоральные группы, как правило, выступающие в качестве «временных попутчиков» старых оппозиционных игроков. При этом, вопреки ряду наиболее пессимистичных для старых оппозиционных партий прогнозов, даже снижение поддержки двух из них (ЛДПР и «Справедливой России – За правду») не привело к получению ими результатов на уровне или ниже проходного барьера. Не была нарушена даже «иерархия» среди прошедших в Госдуму партий – «Новые люди» не опередили ни одну из старых оппозиционных  парламентских сил, «Справедливая Россия – За правду» следовала вслед за «Единой Россией», КПРФ и ЛДПР, как и в ходе ряда предыдущих избирательных кампаний.

 «Единая Россия» смогла сохранить и переформатировать широкую общественную коалицию на собственной платформе даже после непопулярной пенсионной реформы 2018 года и новых вызовов для политической системы в 2020-2021 годах. Это можно объяснить как активной работой с социальной повесткой со стороны Владимира Путина и ролью партии в подготовке ряда резонансных социальных инициатив задолго до старта нынешней кампании, так и выигрышной региональной составляющей программы, предложенной «Единой Россией». При этом можно отметить одновременную долгосрочную работу федерального руководства партии с региональной проблематикой, а также проактивную роль губернаторов, вошедших в ее список, подчеркивают эксперты Агентства.

Эффективный подход к формированию предвыборного списка  «Единой России» позволил заметно снизить уровень рисков для партии в период кампании, позволив уже на начальных этапах парламентской гонки выступить с собственной повесткой, в том числе ориентированной на наиболее проблемные регионы.

Можно считать состав первой пятерки обшефедеральной части списка «Единой России» в том числе маркером внимания партии к разным частям страны. В частности, корни и начальные этапы карьеры Сергея Шойгу связаны с Сибирью (Тывой и Красноярским краем), значительная часть биографии Анны Кузнецовой – с Приволжским федеральных округом (Пензенская область), биография Елены Шмелевой — одновременно с Северо-Западным и Южным федеральными округами (Санкт-Петербургом и Краснодарским краем — в рамках истории центра «Сириус»), а включение в общефедеральную часть списка Дениса Проценко – явная апелляция не только к федеральной, но и к чисто московской повестке.

По итогам парламентской кампании 2021 года произошло размывание поддержки ЛДПР и «Справедливой России – За правду» на фоне существенного усиления позиций КПРФ в ряде протестных регионов. Яркий пример — ситуация в дальневосточных регионах, многие из которых исторически считались одной из зон высокой поддержки ЛДПР. Например, в Хабаровском крае КПРФ, по предварительным данным, вышла на первое место с результатом 26,61% против 16,34% у ЛДПР, занявшей третье место после «Единой России», в то время как в 2016 году сторонники Владимира Жириновского здесь существенно опережали коммунистов (25,01% против 16,46% соответственно). Схожие тенденции затронули Амурскую область: в 2021 году КПРФ предварительно вышла на второе место (с заметным отставанием от «Единой России») с результатом 21,48% против 14,16% у ЛДПР, в то время как в 2016 году ЛДПР получила 29,02% против 16,65% у КПРФ. При этом КПРФ явно стала не единственным бенифициаром размывания поддержки ЛДПР в таких регионах: нельзя исключать, что часть колеблющихся избирателей, отдававших свои голоса за партию Владимира Жириновского как наиболее влиятельного игрока на оппозиционном фланге, на этот раз отдала свои голоса за «Новых людей».

Характерно, что этот процесс затронул и ряд регионов с высокими результатами кандидатов-одномандатников от конкурентов КПРФ по оппозиционному флангу. Например, в Якутии произошло заметное снижение поддержки СРЗП по сравнению с результатами «Справедливой России» в 2016 году (предварительно 8,19% против 15,2%), несмотря на высокий результат по находящемуся в тех же границах Якутскому одномандатному округу № 24 кандидата «справороссов» Федота Тумусова (по предварительным данным, он опередил выдвинутого КПРФ Петра Амосова).

Однако не все территории традиционно высокой поддержки  «Справедливой России» были настолько заметно затронуты трендом на консолидацию протестного электората вокруг КПРФ. Например, в Ярославской области СРЗП в 2021 году продемонстрировала рост поддержки по сравнению с результатами «Справедливой России» в 2016 году – с 10,27 % до 19,2%. Здесь сыграло свою роль выдвижение от этой  партии по Ярославскому одномандатному округу № 194 губернатора региона в 1991-2007 годах Анатолия Лисицына — наряду с участием в кампании традиционно представляющего «справороссов» по Ростовскому округу № 195 Анатолия Грешневикова (оба одержали победу). В Челябинской области произошло лишь незначительное снижение поддержки этой партии по сравнению с показателями 2016 года (предварительно 16,68% против 17,48 %). Характерно, что незначительный прирост поддержки СРЗП был зафиксирован в Москве – предварительно с 6,54% до 7,34%.

Тренд на концентрацию значительной части протестного электората вокруг КПРФ не породил феномена, действительно сравнимого с «красным поясом» в ходе парламентских кампаний 1996 и 1999 годов, а также проходивших между ними региональных выборов. В нынешних условиях скорее можно говорить не о «поясе» (то есть широкой цепи регионов с высокой поддержкой Компартии), а об отдельных зонах лидерства КПРФ. При этом объединение вокруг Компартии значительной доли колеблющегося протестного электората, предоставив ей преимущества в краткосрочной перспективе, может не превратиться в длительный тренд, уступив место размыванию полученной ею поддержки между другими парламентскими и непарламентскими игроками уже в перспективе 2021-2022 годов (то есть в отличие от «красного пояса» второй половины 1990-х годов, возможно, став куда менее долговременным явлением).

Компартия по итогам парламентских выборов столкнется не только с более пристальным вниманием ряда игроков регионального и муниципального уровня, готовых с ней сотрудничать, но и с существенными вызовами, связанными с пределами консолидации протестного электората вокруг этой политической силы. Вероятное расширение представительства КПРФ в Госдуме, безусловно, создаст для нее дополнительные преимущества в рамках работы с протестной средой, однако активность иных парламентских и непарламентских сил может осложнить работу КПРФ по привлечению более широкого оппозиционного электората за пределами круга ее постоянных сторонников.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*