Не пропустите
Главная » Новости » АПЭК опубликовало аналитический доклад: «Владимир Путин: 25 лет лидерства, архитектор системы, модератор геополитики, драйвер обновления»

АПЭК опубликовало аналитический доклад: «Владимир Путин: 25 лет лидерства, архитектор системы, модератор геополитики, драйвер обновления»

Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Владимир Путин: 25 лет лидерства, архитектор системы, модератор геополитики, драйвер обновления».

26 марта 2000 года Владимир Путин был впервые избран на пост президента России, одержав победу в первом туре и получив 52,94% голосов. Можно выделить несколько ключевых аспектов политического стиля российского лидера, позволивших ему эффективно реагировать на вызовы и существенно укрепить внешнеполитическое влияние нашей страны за прошедшие 25 лет.

В представленном докладе авторы отмечают, что системный подход, ставка на формирование институтов, а не ситуативные решения. Уже в открытом письме к российским избирателям 25 февраля 2000 года в ходе своей первой президентской кампании Владимир Путин специально подчеркнул, что «нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других — политическую, а в третьих — ее международную часть, все это механически склеивают и выдают за единую государственную платформу».

Примером подобного подхода является стратегия действующего президента в отношении развития партийной системы и деятельности партии парламентского большинства. Если для Бориса Ельцина был характерен ситуативный подход к взаимодействию Кремля с партиями, продвигавшими  его политическую повестку (среди них можно отметить блок «Выбор России», «Партию российского единства и согласия», «Наш дом — Россия») и работа с такими проектами, как правило, в течение только одного избирательного цикла, то Владимир Путин рассматривает «Единую Россию» в качестве устойчивого политического института, задачи которого постоянно расширялись с момента создания партия в декабре 2001 года. Как отметил секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев, «партия стала строительной арматурой, скрепляющей политическое пространство страны на уровне одного языка, алгоритмов согласований, единых внутрипартийных и фракционных норм».

Если ориентированные на поддержку Кремля политические проекты 1990-х были лишь инструментами для расширения представительства  сторонников власти в законодательных органах власти, то «Единая Россия» вошла в число ведущих интеллектуальных центров страны (с учетом задач по оперативной разработке законодательных инициатив, в том числе в условиях пандемии, санкционного давления и вызовов в сфере безопасности), стала одной из ключевых платформ для организации деятельности волонтерского движения, институтом, ориентированным на мониторинг реализации президентских инициатив на всех уровнях и организацию эффективно работающих каналов обратной связи. Показательна реплика главы партии Дмитрия Медведева о том, что задача «Единой России» — «уделять внимание защите наших национальных интересов на всех фронтах».

Это еще раз демонстрирует: политический стиль президента предполагает дальний горизонт планирования. При этом Владимир Путин никогда не отказывается от действующих институтов, но адаптирует их для решения новых задач.

Владимир Путин со времени президентской кампании 2000 года является национальным лидером, а не «нишевым» политиком. Именно это позволило ему сыграть консолидирующую роль уже в период президентских выборов 2000 года, кардинально трансформировав политическую повестку, поставив вопрос о необходимости обсуждения адекватных ситуации актуальных мер с целью сохранения единства, создания прочной и эффективной системы управления, осуществления проектов с горизонтом планирования на десятилетия вперед.

Показательно в этом смысле состоявшееся в декабре 2000 года законодательное утверждение государственных символов России (флага, герба и гимна) в условиях компромисса по этому вопросу между критиками и защитниками советского периода истории, что стало возможным именно благодаря консолидирующей стратегии Владимира Путина.

Президент апеллирует к гражданам страны напрямую, роль элит в построенной Владимиром Путиным системе — реализовывать принятые при поддержке общества решения, а не выступать в роли  модераторов между руководством страны и гражданами.  Еще в открытом письме к российским избирателям в феврале 2000 года Путин подчеркивал, что «самым правильным» подходом считает прямое обращение к избирателям, «без посредников».

Одним из ярких примеров прямой апелляции  президента к гражданам стало проведение 25 июня — 1 июля 2020 года общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию. Хотя руководство страны могло обойтись только парламентскими механизмами для утверждения поправок, по инициативе Владимира Путина было проведено общенародное голосование, в котором приняли участие более 74,2 млн человек (явка участников голосования, несмотря на его проведение в период отпусков и на фоне пандемии, составила 67,97 %), 78,45% из которых поддержали предложенные главой государства изменения.

Патриотическая позиция и приоритет задач по защите и укреплению  суверенитета стали основой для решений Владимира Путина и функционирования построенной президентом политической системы. Этот подход определяет стратегию Кремля как на внутриполитическом, так и на внешнем контуре.

Стержневым принципом формирования российской партийной системы при Владимире Путине стала готовность всех парламентских игроков: от лево-консервативных до умеренно-либеральных — консолидироваться в условиях внешних вызовов. Консенсус системных политических сил по отношению к специальной военной операции является ярким примером реализации такого принципа; он стал возможен именно благодаря планомерному выстраиванию президентом диалога со всеми политическими силами, ориентированного на защиту национальных интересов — независимо от программно-идеологических различий.

В открытом письме российским избирателям в феврале 2000 года Путин подчеркивал: «Давайте вспоминать о своих национальных интересах не только тогда, когда надо что-то громко заявить. Давайте их грамотно и четко формулировать, а затем — настойчиво проводить». Такой подход позволил президенту выстроить устойчивую и при этом гибкую систему защиты национального суверенитета  России, не допустив  внешнеполитической изоляции страны даже в условиях  интенсивного внешнего давления.

Принцип политической ответственности, тесно связанный с сохранением социально-экономических обязательств перед гражданами даже в чрезвычайных ситуациях. Приоритет ответственности стал стратегическим выбором Владимира Путина, которого он придерживался и в условиях масштабных социально-экономических вызовов,  реализуя комплекс антикризисных мер в качестве главы правительства в период мировой экономической рецессии 2008-2010 годов, а на посту президента — во время пандемии COVID-19 2020-2021 годов, усиления санкций и проведения СВО после 2022 года.

При этом, например, в период пандемии государство не просто сохранило, но расширило список социальных обязательств перед гражданами, а в принимавшемся на пике эпидемиологических вызовов проекте федерального бюджета на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов раздел «Социальная политика» стал ключевым по объему расходов (так, на 2021 год в рамках этого раздела была запланирована реализация социальных программ на общую сумму около 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема расходов федерального бюджета).  

Владимир Путин остается основным драйвером изменений (как в кадровой, так и в программно-идеологической сфере), задавая внутриполитическую повестку сам, а не следуя за кем-либо навязанной. Отсюда — ставка на прогрессивный консерватизм как идеологическую основу реализуемой стратегии.

Характерно, что именно действующий президент был инициатором нескольких волн обновления административной элиты, создав систему рекрутирования наиболее эффективно работающих региональных и муниципальных управленческих кадров для решения общенациональных задач, приобретения федеральными управленцами опыта работы на уровне субъектов, интеграции в состав политического класса представителей новых социальных групп, взаимодействие с которыми способствует совершенствованию работы государственного механизма. Ярким примером стали кадровые программы для участников СВО.

И хотя в рамках курса на политическую консолидацию президент неоднократно выдвигал на значимые посты представителей разных политических сил (как в случае с ротациями в губернаторском корпусе), одной из ключевых платформ для кадрового обновления, безусловно, остается «Единая Россия», придерживающаяся системного подхода при подготовке управленцев (отметим, например, различные программы на базе Высшей партийной школы). Заявленный секретарем Генсовета партии Владимиром Якушевым и активно поддерживаемый Дмитрием Медведевым курс на более плотное  взаимодействие с муниципальными депутатами от партии может стать важным фактором выдвижения на государственные должности руководителей с подобным опытом, что также отвечает стратегии Владимира Путина по приоритетному вниманию к локальной повестке.

Интегрирующий подход к истории и традициям России. Путин исходит из того, что  прошлое, настоящее и будущее страны взаимосвязаны. Разные этапы истории России в рамках системного подхода, отстаиваемого президентом, не отрицают, а дополняют друг друга. В качестве примера можно вновь привести синтез советских и новых российских государственных символов  в рамках законодательства о гимне, государственном гербе и флаге, а также принятие в апреле 2007 года федерального закона «О Знамени Победы».

Анализ наиболее сложных этапов российской истории стал при Путине не разъединяющим, а консолидирующим фактором, выгодно выделяясь на фоне как отечественных идеологических конфликтов вокруг подобных проблем в эпоху 1990-х, так и споров подобного рода в ряде западных стран (например, по поводу отношения к историческим деятелям XVIII-XIX веков в США).

Полная версия доклада доступна на сайте: Региональные комментарии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*