
Поправки в избирательное законодательство, одобренные Государственной Думой в первом чтении, направлены на благо граждан и призваны упростить и сделать более открытым процесс выборов. Для участков с комплексами электронного голосования (КЭГ) сохраняется возможность голосования на бумажных носителях, а для кандидатов вводятся дополнительные требования, направленные на обеспечение честной конкуренции. Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Алексей Громский поделился с порталом «Независимый Общественный Мониторинг» своим видением сути и основных целей данных нововведений.
Эксперт полагает, что законодатель, отвечая на запросы общества, стремится к тому, чтобы каждый способ выражения воли был четко регламентирован законом и понятен всем участникам процесса, особенно избирателям.
— Граждане должны иметь право на свободный выбор: голосовать как с помощью традиционного бумажного бюллетеня, остающегося основной формой, так и с использованием электронных комплексов или дистанционного электронного голосования. Однако нельзя допускать злоупотреблений ни одной из форм в ущерб другим без веских причин. С моей точки зрения, уточнение в законодательстве определений, касающихся электронного голосования, волеизъявления посредством специальных комплексов и дистанционного электронного голосования через специализированный интернет-портал, основано на практическом опыте. Предотвращение смешения этих способов важно для организации наблюдения за процессом и достижения легитимности результатов, — отметил Громский.
По его словам, ранее в некоторых регионах действительно практиковалась организация «пунктов доступа к ДЭГ».
— Фактически, стационарный компьютер превращался в комплекс электронного голосования без присутствия членов соответствующей избирательной комиссии и наблюдателей. Такая практика вызывает сомнения. Вносимые корректировки позволяют и дальше совершенствовать процесс голосования, делая его более удобным и прозрачным. Например, переносные комплексы электронного голосования, оснащенные специальными средствами защиты, могли бы использоваться при голосовании на дому или в отдаленных районах. Внедрение такой практики, вероятно, могло бы снять вопросы к этим формам голосования и облегчить работу наблюдателей, которых зачастую не хватает для полноценного контроля за процедурой. Думаю, этому стоит уделить внимание в будущем, — заключил представитель АПЭК.